Владислав Кравец: НБУ для рынка — кредитор или заемщик?

Как известно, приоритетной целью денежно-кредитной политики в Украине является достижение и поддержание ценовой стабильности в государстве. Для этой цели НБУ может пользоваться различными монетарными инструментами, среди которых операции по регулированию ликвидности, в частности, ключевое место занимают операции по выпуску депозитных сертификатов.

Банки для себя открыли инструмент депозитных сертификатов еще в 2015 году. Следовательно, они начали активно покупать депозитные сертификаты после того, как процентная ставка по ним выросла до 27% (март 2015 г.). Хотя с 22 апреля 2016 года Национальный банк устанавливает учетную ставку и процентную ставку по депозитным сертификатам на одном уровне.

И сегодня доля операций с депозитными сертификатами чрезвычайно велика. Способствует этому высокая процентная ставка, приманивающая банкиров вкладывать свободные средства именно в депозитные сертификаты, которые обеспечивают высокую доходность для банка при отсутствии какого-либо риска, поскольку дело банки имеют напрямую с регулятором.

НБУ заявляет, что использует депозитные сертификаты в условиях структурного профицита ликвидности, и такие операции имеют целью изъятие (уменьшение) ликвидности банковской системы. Результатом такого изъятия средств является уплата в пользу банков процентов в значительных объемах.

Для анализа. По данным консолидированной отчетности, в частности, в 2015 году в пользу банков по этому инструменту было уплачено 8,1 млрд грн, в 2016 г. – 9,6 млрд грн, по предварительным оценкам, с января по май 2017 г. – 3,1 млрд грн. Для сравнения: в 2013 году расходы по депозитным сертификатам составляли 161 млн грн, а в 2014 г. – 696 млн грн.

По данным на 24 июля текущего года, из системы «абсорбированы» почти 10 млрд грн, и это вместо того, чтобы этим деньгам работать в реальном секторе экономики.

Способствуют ли развитию экономики такие объемы продаж депозитных сертификатов – большой вопрос.

Ведь вместо кредитования предприятий, инвестирования средств в экономику, средства банков перетекают в НБУ. В то же время вследствие нехватки ликвидности, ставки по кредитам остаются намного выше, чем во многих других странах.

Как следствие – монетарная политика НБУ фактически приводит к торможению, если не стагнации экономики Украины. Поэтому и неудивительно, что по показателям кредитования экономики мы остаемся на уровне 2005-2006 годов.

Когда же изменится такой подход? В НБУ утверждают, что как только в банковской системе возникнет дефицит средств и основным инструментом Национального банка станут операции по предоставлению ликвидности, то есть по учетной ставке будут проводиться операции по рефинансированию.

Одним из предположений относительно причин такого активного использования депозитных сертификатов банками являются ограничения, установленные Меморандумом МВФ, когда в руках у НБУ не остается других монетарных инструментов кроме депозитных сертификатов.

Тем не менее, обеспечение ускорения темпов роста экономики должно сопровождаться не исключением ликвидности, но умеренным и взвешенным приростом монетарной базы.
Экономика нуждается в реальных дешевых средствах в виде инвестиций и кредитов. Улучшение инвестиционного климата в Украине может обеспечить поступление таких средств из-за рубежа, а переход от политики уменьшения ликвидности к ее увеличению может обеспечить использование внутреннего монетарного потенциала в банковской системе.

Владислав Кравец, председатель правления РВС Банка