Ryanair пролетает мимо? Почему авиакомпании так сложно договориться о работе в Украине

Крупнейший лоукостер Европы, компания Ryanair, в марте этого года объявившая о выходе на украинский рынок, пока не смогла договориться с аэропортом Борисполь об условиях сотрудничества.

Спор между авиакомпанией и аэропортом приобрел такой резонанс в Украине, что для его решения подключились даже премьер-министр и Министерство инфраструктуры. Соглашение в конечном итоге достигнуто не было, что поставило под вопрос перспективы Ryanair в Украине.

Жесткий переговорщик

Ryanair является не только самой дешевой, но и самой прибыльной авиакомпанией Европы. Феноменальный успех связан с умением добиваться самых лучших условий у своих партнеров. Чтобы иметь возможность продавать авиабилеты по 20$, необходимо получить минимальную стоимость услуг аэропорта. Если этого не хватает, к субсидированию авиакомпании могут попытаться подключить даже правительство или муниципалитет.

Ryanair всегда старается получить максимальные скидки и преференции. Чтобы авиакомпания не ушла, в некоторых европейских странах ей напрямую доплачивают за каждого пассажира.

Наличие скидок и льгот, а также доведенная до идеала операционная деятельность дают возможность с уходом Ryanair удерживать низкие цены на авиабилеты, демонстрируя при этом высокую прибыльность.

Спор между Ryanair и Борисполем не первый пример открытого шантажа со стороны авиакомпании. В Европе Ryanair имеет репутацию жесткого и принципиального переговорщика. Нередки случаи, когда лоукостер выбивал себе льготные условия, шантажируя сворачиванием бизнеса и уходом из страны.

Таких примеров достаточно и в странах Евросоюза:

  • 2011 год – закрыто представительство в Марселе (Франция). Авиакомпания отказалась платить налоги по французским законам.
  • 2012 год – не договорившись о получении эксклюзивных скидок на услуги в аэропорту Эдинбурга (Великобритания), Ryanair приняла решение снизить количество маршрутов и полетов.
  • 2015 год – Ryanair отказалась подписывать с профсоюзом аэропорта коллективный договор, и приняла решение о закрытии представительства в Копенгагене (Дания).
  • 2016 год – после введения нового налога на авиапассажиров, Ryanair объявила об уходе из аэропорта Осло (Норвегия).
  • 2016 год – после повышения муниципального налога на пассажиров, Ryanair закрыла часть баз в Италии, и сократила число маршрутов и рейсов из аэропортов этой страны.

Подобный подход был использован в переговорах авиаперевозчика и в Украине. Когда стало понятно, что аэропорт Борисполь не дает интересуемые скидки, Ryanair начал давить перспективой ухода с украинского рынка.

При этом ничто не мешает перевозчику уже сейчас летать в аэропорт Львов, с которым уже подписан контракт о сотрудничестве. И продолжать согласовывать условия с киевскими аэропортами. Или создать свою базу в одном из периферийных аэропортов за пределами столицы.

Почему не договорились

Поскольку и Ryanair и Борисполь – это коммерческие структуры, их цель всегда ориентирована на рост прибыли и стоимости бизнеса. И конечно, добровольно никто не согласится работать себе в убыток.

Ryanair, как и любая другая компания-лоукостер, для успешной работы придерживается принципа жесткой экономии. Лоукостеры стремятся обеспечить максимальную наполняемость рейса, минимальные расходы на обслуживание в аэропортах и максимальные доходы с пассажиров на дополнительные услуги.

У Борисполя ситуация обратная, снижение аэропортовых сборов без компенсации доходов приводит к убыткам. А внятного ответа, за счет чего будут компенсированы потери, так и не было предложено.

По мнению представителей аэропорта, соглашение с условиями Ryanair может привести к убытку 2 млрд грн в год. А рост доходов от увеличения пассажиропотока никак не сможет компенсировать эти потери.

Таким образом, сотрудничество аэропорта с Ryanair принесло бы выгоду авиакомпании, но за счет Борисполя. Что явно не могло устраивать последнего.

Одним из требований Ryanair было рассмотрение всех спорных моментов в Лондонском арбитраже, с применением норм британского права. Такой подход также не мог устроить Борисполь как украинское предприятие, которое предоставляет свои услуги на территории Украины.

Снижение пассажирского сбора для Ryanair, скорее всего, повлекло бы за собой снижение не только прибыли аэропорта, но и закономерный вопрос от других перевозчиков, почему аэропортовый сбор с уходом Ryanair 7,5 долларов, а, например, у British Airwаys – 26 долларов.

Для Борисполя возникает риск, что остальные компании обратятся в Антимонопольный комитет и суды и потребуют снизить для себя аэропортовый сбор до 7,5 долларов, как у Ryanair. Шансы получить такое решение вполне реальны. Если это произойдет, из прибыльного предприятия аэропорт Борисполь может стать убыточным.

Ранее аналогичная ситуация у Ryanair сложилась с другим киевским аэропортом Жуляны. Принимать условия сотрудничества с Ryanair, аэропорту оказалось коммерчески невыгодно, после чего Ryanair отказалась от дальнейших переговоров. Жулянам не было смысла соглашаться на невыгодные для себя тарифные условия, если у него и так внушительный прирост пассажиров на международных рейсах. Только в июне этого года пассажиропоток увеличился на 74% в сравнении с показателем прошлого года.

При этом в Жулянах успешно работает другой лоукостер – компания WizzAir, которая смогла договориться с аэропортом.

Ryanair нужен лоукост-аэропорт

Если достигнуть взаимопонимания с крупными европейскими аэропортами не получается, Ryanair использует возможности периферийных аэропортов. Например, в Милане Ryanair не присутствует в крупных аэропортах Линате и Мальпенса, а использует аэропорт Бергамо, находящийся на расстоянии 50 км от Милана. Та же ситуация и в Барселоне. Ryanair нет в аэропортах Эль Прат и Реус, самолеты авиакомпании летают в периферийный аэропорт Жироны, который находится в 100 км от Барселоны.

Обеспечить минимальные тарифы на обслуживание авиакомпаний проще всего в лоукост-аэропорту. Как правило, такой аэропорт ориентирован на предоставление минимального набора услуг для пассажиров, и находится на удалении от городской черты. Чем ниже уровень расходов у лоукост-аэропорта, тем меньшую плату за обслуживание он может предоставить перевозчикам.

Понятно, что Борисполь к числу лоукост-аэропортов отнести трудно. Расходы на создание инфраструктуры здесь значительно выше, что ограничивает возможность снижать стоимость аэропортового сбора.

Возможно, между Ryanair и Борисполем и можно было бы найти взаимопонимание, специально переоборудовав для лоукост-маршрутов один из терминалов аэропорта. Но это требует времени и расходы на инфраструктуру, что, скорее всего, не устроит Ryanair.

Потому для Ryanair в качестве лукоста больше подошли бы аэропорты в Житомире, Гостомеле или аэродром в Белой Церкви. На данный момент в Житомире уже проводится реконструкция с целью запуска полноценного лоукост-аэропорта. Ryanair вполне мог бы присоединиться к этому проекту в качестве участника и инвестора.

А тем временем…

Руководитель аэропорта Борисполь Павел Рябикин считает, что переговоры с Ryanair не завершены, и в скором времени перевозчик начнет полеты в Украину.

«Аэропорт Борисполь не выходил из процесса переговоров, мы настроены оптимистично, и обязательно увидим Ryanair в ближайшем будущем. Возможно, это будет в этом году», – комментирует Павел Рябикин.

Более результативно закончились переговоры Ryanair и аэропорта Львов. По словам руководителя аэропорта Татьяны Романовской, аэропорт отклонил несколько требований Ryanair, после чего контракт на сотрудничество с авиаперевозчиком был подписан. В первый год будет действовать базовый договор. Все остальные требования Ryanair, которые и стали причиной спора с Борисполем, будут рассматриваться и согласовываться в следующем году. Сотрудничество с Ryanair может привести к росту пассажиропотока во Львове на 50-70%.

Министерство инфраструктуры также оптимистично настроено по поводу результатов переговоров с Ryanair. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, переговоры с Ryanair могут завершиться за несколько недель. Кабинет министров, Министерство инфраструктуры и аэропорт Борисполь уже имеют согласованную позицию относительно Ryanair. Если перевозчик будет готов, начало полетов можно ждать во второй половине этого года, считает Владимир Омелян.

Кроме того, министр инфраструктуры считает, что на украинском рынке должно быть больше возможностей для бюджетных перевозчиков, и предлагает создать отечественную лоукост-компанию с участием иностранного инвестора.

А вот Владимир Гройсман предлагает реконструировать расположенный недалеко от Киева аэропорт Гостомель, и создать на его базе международный лоукост-аэропорт. Премьер-министр высказался за широкое привлечение в Украину новых авиакомпаний, для чего нужна программа модернизации украинских аэропортов. Если будет создана необходимая инфраструктура, лоукостерам станет выгодно летать в региональные аэропорты. Также нужно провести реконструкцию, которая за несколько лет позволит создать в Гостомеле полноценный лоукост-аэропорт, считает Владимир Гройсман.

Сейчас аэропорт Гостомель используется как база для самолетов ГП «Антонов» и авиакомпании «Авиалинии Антонова».

Если приход Ryanair продолжит медлить с началом полетов в Украину, этой возможностью могут воспользоваться другие перевозчики. Например, лоукостер WizzAir уже предложил специальные условия пассажирам, которые купили билеты Ryanair, снизив стоимость перелета во Вроцлав, Берлин, Лондон, Эйндховен и Кельн.

Не стоит волноваться по поводу имиджевых потерь Украины в связи с конфликтом аэропорта Борисполь с Ryanair. Методы, которые использует авиакомпания, в Европе хорошо известны, это не первый конфликт Ryanair с представителями аэропортов, и далеко не последний.

А лучшая реклама для прихода в Украину новых перевозчиков – это рост пассажиропотока и улучшение инфраструктуры аэропортов.

Сергей Савенко